Имя Александра Караванского знакомо многим любителям виски. Он является самым молодым бренд-амбассадором компании William Grant & Sons в странах СНГ.
Представляет компанию на просторах постсоветского пространства с 2016 года. Он является официальным спикером крупнейшего и старейшего клуба виски-энтузиастов в России, СНГ и Европе — Friends of Malt Saint Petersburg, а также — главой московской ветки клуба Friends of Malt.
Караванский — выпускник Шотландского института пивоварения и дистилляции (Institute of Brewing and Distilling Graduate) и обладает General Certificate in Distilling. В свои 24 года посетил более 90 дистилляционных заводов в Шотландии и Ирландии. Редактирует колонку, посвящённую виски, в @BarBackBot в Telegram.
Главный редактор журнала InSTYLE Юлия Окульская побеседовала с Александром Караванским во время его визита в Молдову и выяснила, каково это — быть профессиональным знатоком виски, как удалось в столь молодом возрасте стать амбассадором одного из крупнейших мировых брендов виски William Grant & Sons, какое впечатление на него произвела Молдовы и многое другое.
Вы впервые в Молдове?
Да, к сожалению, я только сейчас впервые посетил Молдову. Но уже понял, что влюбился в эту страну. Коллега Алексей Мога показал мне ваш город, я остался в полном восторге. В центре — очень много зелени. Мне нравится, когда в городе разнообразный ландшафт, Кишинев в этом плане меня по-настоящему порадовал. И погода хорошая — тепло, можно даже сказать, жарко, но при этом ветерок свежий, лёгкий…
Вы к нам вернётесь!
Да, скорее всего. Вернусь в ноябре вместе со своим коллегой. Но, кто знает, может быть, и раньше…
Какова была ваша миссия в Молдове?
Делиться своей страстью, любовью к брендам. В первую очередь, безусловно, Tullamore Dew — один из напитков, за которые я отвечаю. Я работаю и с другими брендами, такими как Grant’s, а также напитками, входящими в портфель нашей компании. В основном, это виски.
Как давно вы занимаетесь этим?
В индустрии виски я уже 23 года…
Простите за бестактный вопрос. Сколько вам лет?
Мне 24 года. (Улыбается.) Скажем так, косвенно попал я в эту индустрию в возрасте примерно 1,5 — 2 лет. История началась с того, что мой отец стал коллекционировать виски и основал организацию, которая на сегодняшний день является крупнейшим и старейшим клубом любителей виски в Европе, странах СНГ и России.
Клуб называется Friends of Malt («Друзья солода» в переводе с английского – прим. InSTYLE), ему в этом году исполняется 23 года. С тех пор в нашей квартире всегда было большое количество бутылок, притом что мы жили в сравнительно небольшой квартире. Виски было много!
Я с ним играл, потому что виски и в настоящее время поставляется в красивых и ярких тубах, картонных коробках и упаковках. Главным развлечением для меня тогда было смотреть, какие новые бутылки отец купил. Мои любимые с детства — тубы с виски Glenfiddich, они красивые, богато расписанные, с рогатым оленем — символом компании.
Так уж получилось, что первым виски, который я попробовал в 18 лет (до совершеннолетия я этого не делал, только книжки читал), стал Glenfiddich 18-летней выдержки.
До 18 лет вы действительно его не пробовали?
Нет, вообще ни разу! Никаких крепких напитков до этого я не употреблял. И уже буквально через 2 года, когда мне исполнилось 20 лет, я стал самым молодым амбассадором в России. Это точно, если говорить только об односолодовом виски. Я занимался Glenfiddich, Balvenie, Monkey Shoulder — марками виски, выпускающимися нашей компанией William Grant & Sons.
Впоследствии у меня немного сменился статус. Раньше я отвечал только за Санкт-Петербург и Северо-Запад России, но в 2018 году у меня расширилась зона ответственности — теперь это вся Россия и страны СНГ. Кроме этого, сменились фокусные бренды — в первую очередь, теперь это Grant’s и Tullamore Dew.
Вы проходили какое-нибудь профессиональное обучение?
Да. Я закончил Институт пивоварения и дистилляции в Шотландии, курс производства дистиллятов из зернового сырья. Поскольку достаточно часто приходится сталкиваться со знатоками виски, необходимо обладать высоким уровнем владения технической стороной вопроса.
Здесь, в Кишинёве, мы обсуждали, в основном, «лирику»: вкус и ароматику, всякие «байки из склепа», то есть то, что окружает напиток. Но, бывает, складываются такие вечера, когда никого не интересует, что написано на бутылке, — всех волнует только то, как это сделано, другими словами, процесс производства, причинно-следственные связи.
Вы ведёте свою колонку. Расскажите, о чём вы пишете?
Это общая теоретическая информация о виски, которая, по большей части, носит индивидуальный характер. Это небольшие заметки, которые каждый желающий может прочесть в Telegram-канале.
Мой хороший товарищ Валентин Кострыкин создал @BarBackBot, в котором приводится информация по различным напиткам и общей барной культуре. Он решил создать раздел о виски, который я курирую. Там размещается информация, которая поступает к боту Telegram и затем проходит через мой фильтр.
Где вы обучились таким хорошим коммуникативным навыкам?
Люблю людей и виски!
Из алкоголя вы любите только виски?
Я люблю достаточно разнообразный крепкий алкоголь. Если говорить о других категориях, то очень люблю различные агавовые дистилляты — текилу, мескаль. Ракию тоже люблю.
Как получилось, что вы, будучи самым молодым амбассадором, посетили около 90 дистилляционных заводов?
Даже больше 90 На сегодняшний день я посетил 98 заводов по дистилляции в Шотландии. Мой отец достаточно давно регулярно посещает Шотландию. Пока мне не исполнилось 18 лет практического смысла в моём пребывании на заводе не было. Нельзя было пробовать, а это всё-таки — самое интересное и важное.
Когда мне исполнилось 18 лет, у нас с отцом появилась совместная традиция — как минимум дважды в год мы посещаем различные винокурни, исторические места, лавки старьёвщиков. Мама поддерживает эту традицию, отдыхает от нас, от разговоров про виски.
Вы — единственный ребёнок в семье?
Да, я единственный ребёнок, если не считать папину бутылку виски!
Вы порекомендовали бы человеку, далёкому от виски, посетить
Шотландию?
Обязательно! Я никогда не дослушиваю вопрос, надо это или нет, потому что это относится к тем вещам, которые обязательно надо сделать в своей жизни. Производство алкогольного напитка — это определённого вида таинство, потому что зачастую люди не представляют, как получается та магия, которая попадает в бутылку, а затем — и в бокал.
На некоторых производствах, в том числе и на заводах William Grant & Sons в Шотландии и Ирландии, предоставляется возможность понять, как производится напиток. Причём сделать это можно не просто с теоретической стороны, когда рассказывают что-то вроде «Здесь у нас перегонное оборудование, здесь мы перерабатываем ячмень» т.д и т.п. Там это происходит в виде своеобразной игры, увлекательного интерактива, всё разжёвывается, преподносится в максимально понятной и доступной форме.
Можно заказать тур?
Да, опции туров безграничны, начиная от базовых посещений, минут на 45, то есть быстро пробежаться по заводу, посмотреть на дистиллерию, попробовать пару-тройку напитков, и заканчивая турами на полдня.
То есть на это чётко отводится от 4 до 6 часов. Весь день можно провести на производстве, пройтись по складам, изучать бочки, содержимое которых можно пробовать, услышать глубокий, подробный рассказ с гораздо более мощным погружением в историю производства, созданного семьёй Уильяма Гранта.
Те люди, которые действительно интересуются виски, зачастую выбирают именно такие подробные экскурсии, на которых можно по-настоящему проникнуться брендом.
Каков портрет человека, пьющего виски?
Ещё несколько лет назад, когда я общался с определённым кругом людей (а в Петербурге очень много любителей виски), моя активность, в основном, была направлена на них. На 95% я общался с мужчинами, пьющими виски в чистом виде в помещениях, где минимум света, никаких прямых солнечных людей, в этой обстановке они сидят и упорно что-то дегустируют.
Но сегодня я могу с уверенностью сказать, что нет универсального портрета человека, пьющего виски. Сейчас все пьют виски в абсолютно по-разному. Так, например, мы начали вечер с Tully Tonic. Ингредиенты и рецепт коктейля — уже в самом его названии.
Лёгкий, незатейливый, понятный и, что самое главное, вкусный. Он следует современному тренду Low-abv-коктейлей, в которых низкое содержание алкоголя, но при этом чувствуется вкус виски. В этом коктейле вкус виски остаётся — неагрессивный, не такой мощный.
Молдова — страна, которая изготавливает вино. Как вы относитесь к вину?
Я уже понял, что это — самый часто задаваемый вопрос. Скажу так: я в вине не разбираюсь, но я его пью. Большое спасибо ребятам за гостеприимство! Они отвезли меня в магазин. У меня есть «фишка» — пробовать всё местное.
Я хочу понять, что люди производят конкретно здесь и чем это отличается от того, что производится в других странах. Меня нагрузили четырьмя бутылочками в различной стилистике, в том числе и игристым вином.
Часто женщины не знают, что подарить мужчине… Виски — это красивый подарок. Что вы порекомендовали бы? Может быть, есть какие-нибудь правила, как надо дарить виски, кому следует преподнести его в качестве подарка?
Я ориентировался бы на того человека, которому виски идёт в подарок. Сейчас разнообразие виски крайне большое. Если мы понимаем, что человек любит и, самое главное, пьёт виски, а не коллекционирует, ему подойдут хорошие, интересные, скажем так, базовые образцы. Базовые — в хорошем смысле этого слова, то есть флагманы линеек, на которые ориентируется любой бренд. У любого бренда есть свой флагман — самый главный напиток. Дарить флагман — хорошо, потому что зачастую — это классика.
В любом случае стоит ориентироваться на вкус мужчины, которому хотите вручить подарок. Постоянно общаясь с тем или иным человеком, мы прекрасно понимаем, что ему нравится, а что — нет. Если же речь идёт о каком-нибудь серьёзном мероприятии, юбилее или годовщине, то всегда можно подобрать виски по возрасту. Условно говоря, на 10-летнюю годовщину свадьбы можно взять бутылку 10-летнего виски. Винтаж можно подарить!
Когда у вас будут дети, вы передадите им свои знания так, как ваш папа передал вам? Это стало семейной традицией?
Я всецело на это надеюсь, но это будет их выбором. Настаивать на том, чтобы они пили и любили виски, я не буду. Но если они будут его любить, каждому — по бочке!
Может быть, вы этому поспособствуете?
Конечно. Я сделаю всё для этого возможное!
Виски лучше пить в чистом виде или как нравится?
Как нравится! Чем дороже, редкостнее и эксклюзивнее напиток, тем меньше смысла его с чем-то смешивать, потому что это релизы с какой-либо историей. Было бы кощунством их с чем-то мешать! Если хочется коктейль, для этого есть огромное количество разнообразных напитков. Тот же самый Tullamore Dew Original. На его основе мы готовим совершенно разные коктейли.
Как вам удаётся так много работать? Вы же наверняка много пьёте?
На самом деле, виски — это топливо для моего организма и приятные эмоции. Я очень хочу общаться с людьми, и любое положительное взаимодействие меня внутренне подпитывает!